В ЕС надо бить по «паханам»

Вопрос импортозамещения стоит так давно, что уже лежит.

Помнится, когда в уже бесконечно далеком допутинском 1999 году первый вице-премьер Н.Е.Аксененко вдруг поднял эту тему на щит, его сотрудникам пришлось даже оправдываться, что это результат не их усилий, так как уже тогда тема «импортозамещения» была заезженной до неприличия.

Вспоминают о ней самые разные люди в самые разные времена примерно одинаково: после девальвации.

Девальвация 1998 года была вызвана дефолтом: олигархи, оставившие Ельцина у власти, в порядке вознаграждения за это разграбили бюджет, разграбили до полного исчерпания, что и констатировал, в конце концов, Кириенко.

В этом году девальвация вызвана политикой правительства Медведева и ЦБ Набиулиной. Тотальные коррупция и произвол монополий, усиленные бременем присоединения к ВТО на кабальных условиях ломают хребет экономики, а власти не только не борются с этим, но и блокируют своей политикой все и всяческие возможности развития.

В результате, чтоб избежать экономического спада в этом году, его начали с девальвации, которая имела тяжкие социальные последствия: рост цен и падение реальных доходов населения.

С ее помощью удалось поддержать экономический рост, хоть и на мизерном уровне, перейти от промышленного спада первых восьми месяцев прошлого года к промышленному росту и сократить инвестиционный спад с 7% в начале года до 2,7%.

Но позитивный эффект девальвации уже исчерпан, и для поддержания экономики нужен ее новый виток.

Как и первый, он будет растянут во времени, непоследователен, сопровождаться периодическими укреплениями рубля и ориентирован прежде всего на нужды спекулянтов, а не экономики.

Однако он необходим и, насколько можно судить, уже идет.

А девальвация, разумеется, ведет к импортозамещению, и чиновники, глядя на происходящее, преисполняются гордостью за свою продуманную политику и объясняют это своей неизбывной мудростью.

А эксперты потом обсуждают.

Сегодня для успешного импортозамещения надо, прежде всего, неустанно разоблачать пустую болтовню о нем, не подкрепленную никакими содержательными действиями, в том числе и исходящую от правительства Медведева.

Необходимо защищать своих производителей пошлинами, а где это невозможно из-за ВТО (которое, помимо прочего, запрещает еще и эскалацию пошлин, то есть повышение пошлин по мере снижения степени обработки экспортируемого товара), — введением жестких стандартов.

Однако надо понимать: высокая монополизация нашей экономики делает рыночные стимулы слабыми и, строго говоря, недостаточными.

Если мы ограничимся тем, что по либеральным лекалам предоставим нашим производителям «возможности для развития», — мы получим второй «АвтоВАЗ».
Мало создать условия для развития: надо еще и принудить к технологическому прогрессу: кто понимает – цивилизованно, стандартами, а кто не понимает – и прямым административным воздействием.

Это неизбежная плата, которую мы вынуждены платить за монополизм. Кто не понимает этого, обречен из врача стать патологоанатомом нашей экономики.
Для импортозамещения надо кардинально изменить применяемые методы стимулирования реального сектора.

Я люблю российские банки, но надо понимать: когда бюджет субсидирует процентные ставки, он поддерживает не столько производителей, сколько банкиров, в том числе позволяя им завышать процентные ставки. А зачем за счет налогоплательщиков поддерживать банкиров? – это прямая обязанность Банка России. А когда он ею манкирует, бюджет и так вынужден и рекапитализировать банки, и размещать в них средства на депозитах, — хотя, повторюсь, это неправильно.

Для импортозамещения надо изменить сам механизм выпуска рублей в обращение: их надо эмитировать не в том объеме, который нам разрешают заработать наши конкуренты, а, как это делают все развитые страны, по потребности национальной экономики.

Тогда и бизнесу не надо будет занимать деньги «за бугром», и санкции потеряют всякий смысл.

Следует подчеркнуть, что введенные российской бюрократией контрсанкции не являются инструментом импортозамещения.

Прежде всего, в силу своей ничтожности: максимальная оценка затронутых ими рынков – 12 млрд.евро в год, при этом основная часть компенсирована опять-таки за счет импорта, просто из других стран.

Чудовищный способ применения санкций, наказавший Россию больше тех, кто ведет против нас пока холодную войну, — отдельная тема. Понятно, что нельзя забывать о регионах, зависящих от враждебных стран, — таких, как Крым и Калининград; понятно, что нельзя вводить санкции на уже оплаченные, но еще не поставленные товары. Понятно, что – и это главное – в силу монополизма торговли