Либералы церковные

Не мной замечено, что для церковных либералов референтной группой является не какое-то церковное сообщество, а либеральная тусовка. То есть не группа, собранная из единоверцев, а либеральный «ноев ковчег», образовавшиеся вокруг нецерковных идей.

Я же, грешный, давно отмечаю еще одну особенность, отличающую нынешних церковных либералов от былых фарисеев. Фарисеи полагали себя в праве выносить суждения ввиду жесточайшего скрупулезнейшего следования Закону, да, букве, да, в значительной степени перетолкованного в фарисейском духе, то есть, удобном для фарисеев, но! — Следовали и являли пример всем видимый. Либералы — церковные, возможно, в первую голову, — в силу своей способности выносить умные суждения по любому поводу, считают себя свободными от соблюдения Заповедей.

Либерал церковный — такой же, как и либерал светский — определяется отрицанием власти, в данном случае власти Церкви. Он готов воспринимать епископа и священника, как брата по вере или чиновника, который должен обслуживать его потребности, но не терпит мысли, что священство имеет власть, в том числе власть вязать и решить. Если либерал и готов признать такую власть, то лишь в том смысле, что епископ обязан использовать эту власть по желанию либерала, пришедшего в Церковь.

Отсюда понятно отношение либерала к догматике. Догмат есть определенный императив для сознания верующего, то есть власть, «насилие» над сознанием и свободой либерала верить так, как ему приятно верить. Оттого либерал и будет отчаянно сопротивляться догматике. Ведь для него вершина Христианства — это учение Бердяева о свободе.

Александр Люлька